Настройка фортепиано

В зависимости от давности последнего посещения мастером Вашего пианино или рояля, мы можем приблизительно так оценить стоимость объема работ:
  • Не настраивалось более 10 лет - 3 500 руб. или больше, если строй занижен более четверти тона  =  ниже 420 Гц..
  • Не настраивалось более 5 лет - 3 000 руб., если нет повреждений механизмов, западающих клавиш и утраченных деталей: строй не ниже 430 Гц
  • Не настраивалось более 3 лет - 2 500 руб., если нет повреждений, западающих клавиш и утраченных деталей: строй не ниже 437 Гц
  • Соответственно рядовая настройка без подъема строя - 2000 рублей. 

Предварительную диагностику пианино и, соответственно,  определение  границ сметы вполне можно сделать и до визита - Вы можете проиграть на Вашем пианино или рояле гамму или просто нажать последовательно дюжину разных клавиш так, чтобы звуковой результат отчетливо был слышен в трубке телефона. Речь идет о стабильности строя. Если вы можете без особых усилий установить в своем телефоне или планшете любой  тюнер, просто сообщите мне  высоту в герцах ноты ля первой, малой и второй октавы  вашего фортепиано. Также почти всегда я могу замерить по телефону высоту строя Вашего иструмента своим тюнером. Как правило, качество связи позволяет это сделать. 

                             ХОЧУ ОБРАТИТЬ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ ВСЕХ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ФОРТЕПИАНО.

                           ПОДЪЁМ СТРОЯ И НАСТРОЙКА ЭТО НЕСКОЛЬКО РАЗНЫЕ ОПЕРАЦИИ !!!!!!!!  

Когда мастер определяет высоту строя заниженной не более 3х герц  (год или два с последней нстройки) - в стоимость работ входит только настройка. К сожалению, в наши национальные традиции не входит немецкая педантичность в обслуживании пианино, а иногда - и роялей тоже. За многие годы простоя без должного обслуживания общее натяжение струн ослабевает порой до катастрофических уровней. На практике это означает, что мастеру приходится решать непростую дилему: если поднимать строй с незначитьельным завышением общей частоты, то после натяжения последний из 220 струн  итоговый  строй может оказаться ниже герц на десять, т.е. снова ниже камертона. Приходится начинать вторую операцию по подъёму строя. Иногда и этого оказывается недостаточно и приходится поднимать строй в третий раз, а потом уже проводить настройку. Всё это, разумеется,  сказывается на затраченном времени и стоимости, особенно если инструмент почтенного возраста.  Попытка же сократить количество "проходов"  в ряде случаев  может привести  к перетягиванию струн и их обрыву. Сама же процедура замены лопнувших струн включает не только их приобретение и установку, но и последующие настройки по мере их "растягивания".  Всё это, по максимуму и в целом,  может занять до полугода. Включите в список этих "удовольствий" еще и неизбежный  период игры на фортепиано, на котором минимум одна клавиша почти постоянно звучит фальшиво.  ПОЭТОМУ прошу всех заказчиков уделить максимальное внимание регулярности обслуживания их пианино и роялей!   Пожалуйста, не откладывайте настройку, даже если инструмент эксплуатируется не часто. И,  если Вы не планируете использовать фортепиано в течении ближайших лет,  пригласите меня провести его консервацию.  Это не такая уж и дорогая опция, зато продлевает здоровье и фортепиано, и настройщику.  А владельцу фортепиано экономит средства и нервы.

     Как и всякий музыкальный инструмент, пианино имеет свойство со временем терять свой строй,  а,  помимо этого,  могут возникнуть и другие проблемы, которые негативно влияют  как  на качество звучания инструмента, так и на удобство и результативность игры на нем. Представьте себе обыкновеннейший случай, когда на не играют или периодически западают 2-3 клавиши.

В этом случае мы настоятельно рекомендуем  не откладывать вызов мастера, который сможет профессионально все исправить, ибо в этом деле необходимы нетривиальные навыки и развитый музыкальный слух, а также педантичность и добросовестность. Если вы только начали играть, и не имеете особого музыкального опыта, то, пожалуйста, не пытайтесь сами настроить ваше фортепиано.  Ещё до сегодняшнего дня приходится видеть вирбели, изуродованные пассатижами!  При самостоятельной настройке вы рискуете ослабить строй (плотность посадки вирбелей в вирбельбанке) неправильной техникой работы с ключом или порвать струны, заменить которые (а басовые струны можно только изготовить заново на специальном оборудовании!)  значительно сложнее, чем  ,к примеру,  гитарные или скрипичные, которые можно купить в любом музыкальном магазине. И знайте, что настройка по  тюнеру никогда не будет точной, хотя эту простейшую технологию весьма логично использовать для грубого подъема строя.

Кроме того, более 40 % повреждений механизма обычно вызываются молью. В этой связи я не рекомендую никому пренебрегать периодической профессиональной чисткой фортепиано. Для этой цели используется, помимо плесоса,  переносной компрессор. Из-за струн и из механики фортепиано скопившуюся годами пыль простым пылесосом не удалить, даже если он и очень мощный!  Еще 30-40% повреждений происходит из-за пролива воды на вирбеля ("колки") и ниже - на струны и механику. Никогда не ставьте на фортепиано живые цветы!  Малейшая доза воды, попавшая внутрь инструмента, непоправимо сокращает срок службы всех узлов и деталей, большинство из которых в рядовом пианино не меняются из-за высокой стоимости как самих комплектующих деталей, так и квалифицированной  работы по их замене.

Когда мы говорим о настройке фортепиано, мы обычно понимаем приведение в консонансное звучание всех струн между собой так,  чтобы они соответствовали принятому в современных музыкальных кругах строю. Точнее - высоте строя, которая с течением времен менялась достаточно ощутимо.  Так, например, во времена Моцарта частота колебаний эталонного ЛЯ первой октавы составляла не более 437 колебаний в секунду. В настоящий момент действует эталон 440 герц, но на практике большинство дирижеров идут на поводу у музыкантов деревянной духовой группы, позволяя им задавать оркестру удобную для гобоя высотность. В результате высота (частота колебаний) ля первой октавы может у разных симфонических оркестров доходить до 443 и даже 444 герц. 

Сам процесс начинается с настройки так называемой зоны темперации. Темперацию окончательно ввёл в музыкальный обиход Иоганн Себастьян Бах, для иллюстрации достоинств темперированного строя он и написал «48 прелюдий и фуг для хорошо темперированного клавира» (клавиром в XVII—XVIII веках называли все струнные клавишные инструменты). Теперь мало пишут об этом революционном новшестве. Как это не удивительно, до Баха тональный диапазон музыки для клавишных инструментов был узок и скуден. Именно благодаря И.С Баху строй фортепиано и остальных клавишных  инструментов теперь представляет собой тот стандарт, к которому мы на с детства привыкли. Если бы не была введена темперация, то  возможности  игры на органе, фортепиано, аккордеоне в тональном плане были бы до сей поры весьма ограничены. Проще говоря, темперация – это умышленное незначительное искажение строя интервалов от чистых к "нечистым" - темперированным, для достижения  свободы звуковысотности музыкальных произведений.  А именно - возможности игры (и сочинения музыки!)  в 24 тональностях а не в 3-6.  Если бы не темперация, - звукоряды клавишных музыкальных  инструментов настраивались бы по-старинке, по "чистым" интервалам, в результатае чего игра в тональности до мажор\ля минор была бы весьма сладкозвучна, а попытка музыканта (или композитора - а во времена И.С.Баха не делалось особой разницы между между сочинителем музыки и её исполнителем) использовать тональность, к примеру,  ми Ь минор  приводила бы к таким диссонансам, что проще было от таких попыток отказаться совсем. Что до реформы и имело место быть.  До введения И.С.Бахом темперации настроенный в натуральном строе орган в тональности, например,  ля b мажор или фа # минор  издавал такие диссонансы, что честные немцы присвоили этому печальному феномену название "volftone" -- "волчий вой"!  А попробуйте послушать хотя бы пол-дюжины фрагментов пусть и разных жанров, но в одной и той же тональности.... Право, немного жаль, что устроить такой опыт в акустическом звучании совсем не просто. А будь это легко - каждый любитель музыки имел бы этот печальный опыт и, соответственно,  повод ежедневно благодарить И.С.Баха за проведенную им последовательно и до конца реформу в области настройки клавишных инструментов.

Что касается настройки на физическом уровне, - основными частями фортепиано, с которой работают настройщики являются  вирбели и вирбельбанк. Вирбеля – это специальные пианинные колки, которые имеют цилиндрическую форму и легкую нарезку, почему и достаточно небольшого движения настроечного ключа, чтобы изменить натяжение струны. Вирбельбанк, с запрессованными в него вирбелями, сделан из твердолиственных пород древесины, которые расположены в вирбельбанке под  углом и в несколько слоев.  Вирбельбанк – специальная доска для колков (правильное название которых именно  вирбели!), которая удерживает вирбели со струнами в настроенном состоянии за счет силы трения. Для  регулировки натяжения струн применяется специальный настроечный ключ, который становится лучшим другом мастера: многие настройщики настолько за годы привыкают к своему личному инструменту, что если им дать  другой, то справляться они будут хуже. Установив ключ на вирбель, мастер очень аккуратными движениями либо повышает строй, натягивая струну, либо его понижает, ослабляя. Практика показывает, что инструменты, находящиеся не в концертных залах или учебных заведениях, а на дому настраиваются слишком редко. Из-за этого прискорбного обстоятельства настройщику приходится делать две, а то и три настройки. Первая - подъём строя, вторая - выравнивание строя после выгибания под изменившейся нагрузкой деталей футора и третья - собственно окончательная настройка. Из-за этого стоимость работ бывает столь существенной. 

Особую сложность вызывает то, что на каждую ноту может приходиться от одной до трёх струн – по одной толстой струне в нижнем, басовом, регистре; по 2 в части среднего регистра, и по три до конца клавиатуры. Струны, которые относятся к одной ноте, называются хором – струны одного хора имеют одинаковую толщину, настраиваются одинаково, хоры нужны для увеличения длительности и интенсивности звука.

Основная проблема заключается в том, что струны пианино расположены на очень малом расстоянии друг от друга, меньше 5 мм, и вызывает затруднение в заглушении  каждой струны по одной. Для решения этой трудности прежде использовалмсь клинки, теперь же прогрессивные настройщики при настройке зоны темперации используют войлочные полосы. Они используются для заглушки крайних от настраиваемой струн, настройка же всегда начинается со средней струны в хоре.

Сам процесс настройки струн – дело куда более тонкое, чем вы даже можете представить, настраивать все струны подряд – это рискованно и непрофессионально, существуют специальные методики, основная цель которых - избежать неравномерности увеличения нагрузеи на корпус и чугунную раму. 

   Тем, кто интересуется механикой пианино и рояля:    - Помимо огромного ресурса интернета  здесь, на сайте, вы найдете в выложенных инструкциях и паспортах фортепиано немало технически вполне грамотных чертежей и пояснений к ним.

Поскольку фортепиано —  технически сложный инструмент, а его рама находится под серьезной нагрузкой более 20 тонн, настройка требует от мастера профессионализма, под которым подразумевается и специальное образование, и опыт.  Несколько десятилетий назад, до создания АФМ - Ассоциации Фортепианных Мастеров России под патронажем Европиано, обучиться ремеслу настройщика можно было только на фабриках фортепиано или у  знакомого настройщика.

В целях сохранности вашего инструмента не советуем вам пользоваться услугами настройщиков-самоучек.

Я с коллегами с удовольствием помогу вам вдохнуть жизнь в Ваше старое фортепиано так, чтобы оно продолжало радовать  вас  и ваших близких чистыми и приятными звуками.

Внимание: Выкладываю для скачивания  иструкцию по содержанию и уходу за фортепиано Красный Октябрь (формат PDF). 

Гигрометр

Измеритель относительной влажности воздуха (увеличить)

Электронный гигрометр

Электронный измеритель влажности воздуха (увеличить)

Психрометр

Прибор для измерения влажности воздуха и его температуры (увеличить)